Пятница, 13.06.2025, 13:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Копылова Ю.Г. Обществознание

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

4.3 Политическая система

4.3 Политическая система Богбаз10, §21, 230 – 232; Богпроф11, §15, 151 – 158. 

Вариант 1

    Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, которых    реализуется    политическая власть.

Функции политической системы:

1) определение целей, задач, путей развития общества;

2) организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ресурсов;

4) согласование разнообразных интересов субъектов политического процесса;

 5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

 6)обеспечение стабильности и безопасности общества;

 7) политическая социализация личности, приобщение людей к по­литической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Основанием классификации политических систем  выступает, как правило, политический режим, т.е. характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на:

1.        тоталитарные,

2.        авторитарные

3.        демократические.

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых так же подсистемами:

1) институциональную,

2) коммуникативную,

3) нормативную,

4) культурно-идеологическую.

К институциональной подсистеме относятся:

1.        политические организации (институты)- государство, политические партии и общественно-политические движения, т.е.организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее;

2.        несобственно политическиепрофсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т.п, т.е. организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества. Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не мо­гут быть достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни общества, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их учета и реализации в политике.

3.        клубы по интересам, спортивные общества - организации, имеющие в своей деятельности лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей. Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Коммуникативная  подсистема политической жизни  общества — это совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики.

Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения.

1.        первичные - формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них;

2.        вторичные - отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Политические нормы и традиции:

1.        правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами.

2.        неписаные обычаи и традиции. Имеют большое значение во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с писаными политическими нормами:

3.        этико-моральные нормы в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде справедливости. Современное общество приблизилось к осознание необходимости возврата в политику таких нравственных ориентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно-идеологическая подсистема политической систем представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни.

Политически сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях

1.        теоретическом (политическая идеология) - взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории

2.        эмпирическом (политическая психология) - чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции

Но в политической жизни общества они равноправны.

В идеологической пол системе особое место занимаем политическая культура - комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации политических представлений. Политическая культура — это передаваемый, из поколения в поколение опыт политической деятельности в котором соединены знания, убеждения «модели поведения человека и социальных групп.

Вариант 2

    2.1. Что такое политическая система? 
    2.2. Из каких частей состоит политическая система?
    2.3. Функции политической системы. 
    2.4. Типы политических систем.
    2.5. Эффективность политической системы.

    2.1. Политическая система – 1) механизм формирования и осуществления политической власти; 2) совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий между ними, в которых реализуется политическая власть. 
    2.2. Подсистемы (компоненты) политической системы: 1) институциональная (организационная); 2) нормативная; 3) культурно-идеологическая; 4) коммуникативная; 5) функциональная (???). 
    2.2.1. Политические институты: 1) организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на неё (государство, политические партии, политические движения); 2) организации, которые не борются за власть, но участвуют в политической жизни (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации); 3) организации, имеющие лишь незначительный политический аспект (клубы по интересам, спортивные общества).
    2.2.2. Коммуникативная подсистема: формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы (выработка, принятие и реализация решений), а также между политической системой и обществом. 
    2.2.3. Культурно-идеологическая подсистема: передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп = политическая психология + политическая идеология + политическая культура.  
    2.2.4. Нормативная подсистема: 1) правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты); 2) этико-моральные нормы, воплощённые в конституциях и законах; 3) традиции и процедуры, определяющие правила поведения в политике. 
    2.2.5. Функциональная (???) подсистема: формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти. Составляет существо политического режима. 
    2.3. Функции политической системы
    2.3.1. Версия №1:

     1) целеполагание (определяет цели и задачи общественного развития);

     2) интегративная (сохранение целостности общества);

     3) регулятивная (регламентация, упорядочение всей совокупности общественных отношений, выработка норм поведения людей во всех сферах социальной жизни).
    2.3.2. Версия №2:

     1) определение целей, задач и путей развития общества;

     2) организация деятельности общества;

     3) дистрибутивная (распределение духовных и материальных ресурсов);

     4) согласование разных политических интересов;

     5) пропаганда различных норм поведения;

     6) стабильность и безопасность общества;

     7) политическая социализация (приобщение людей к политической жизни);

     8) контроль за выполнением решений и соблюдением норм.  
    2.4. Типы политических систем
    1) по характеру политического режима: тоталитарная, авторитарная, демократическая;
    2) по характеру взаимосвязей между элементами политической системы, взаимосвязи со средой: открытая и закрытая. 
    В открытой политической системе законодательные органы власти учитывают интересы и потребности разных слоёв населения. При этом за принятием решений осуществляется не только государственный, но и общественный контроль (СМИ, общественное мнение, политические партии и движения). В закрытой системе за интересы населения выдаются интересы правящей элиты. Отсутствует контроль со стороны общества за принятием политических решений.
    3) по отношению к изменениям: консервативная и трансформирующаяся.
    4) по уровню политической культуры: англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная, тоталитарная.
    5) по социальной основе: военная, гражданская, национально-демократическая, буржуазно-демократическая.
    6) по развитости гражданского общества: традиционная, модернизированная.
    7) по участию в политическом процессе: либеральная демократия, коммунистическая, развивающаяся политическая система.  
    8) по типу формации и характеру социально-экономической структуры: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, коммунистическая. 
    2.5. Критерии эффективности политической системы:

     1) устойчивость;

     2) адаптивность (способность приспосабливаться к изменениям внешней среды);

     3) продуктивность;

     4) способность к разрешению конфликтов мирным путём.

 

Форма входа
Поиск