Пятница, 13.06.2025, 13:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Копылова Ю.Г. Обществознание

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Особенности социального познания. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям

Вариант 1

           Познание - процесс деятельности человека,  основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, Наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, отдельные люди и общество в целом.

              Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов-субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изуче­нии одних и тех же общественных явлений.

              Социальное познание начинается  с  установления  социальных фактов.

Виды социальных фактов:

  1. действия  или поступки  от­дельных индивидов или больших социальных групп;
  2.  продукты материальной или духовной деятельности людей;
  3.  словесные социальные фак­ты: мнения, суждения, оценки лю­дей.

Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследо­вателя, интересов той социальной группы, к которой он принадле­жит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

              Целью социального познания, как и познания в целом, является установлении истины.

Истиной называют соответствие полученных  знаний  содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:
  1.  объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические  события  и явления никогда полностью не повторяются.
  2.  ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.

Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям.

              Основными требованиями конкретно-исторического подхода яв­ляются:

  1. изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;
  2.  рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;
  3.  анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).

Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей.

Историческими закономерностями называются общие черты,  которые присущи определенной  группе исторических явлений.

Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания

 

Таблицы

http://obhis.ru/lekc/obsh/sfera.html

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/57550a48-f272-4ff4-856e-d5106021a058/10_167.swf проверь себя

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6d5d4bb0-97b8-4b07-940b-51eaa7f1dc3f/43.swf проверь себя

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b16b5238-e990-41cd-8dd8-8ef5008e7baa/44.swf  проверь себя

 

Вариант 2

Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям

Термин «социальное познание» интерпретируется как познание общества, социальных явлений и процессов, протекающих в нем. В этом смысле социальное познание отличается от познания других (не социальных) объектов и имеет следующие особенности:

  1. общество является самым сложным из объектов познания, поэтому сущность социальных явлений и процессов, закономерные связи между ними обнаруживаются гораздо труднее, чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы в рамках естественных наук;
  2. социальное познание предполагает исследование не только материальных, но и идеальных, духовных отношений. Эти отношения не только являются неотъемлемой частью материальной жизни общества, но и по своей природе значительно сложнее и противоречивее, чем связи в природе;
  3. в социальном познании общество выступает и как объект и как субъект познания, так как люди являются творцами своей истории, но они же и познают ее. Следовательно, субъект и объект познания совпадают. Это тождество не может быть оценено однозначно. С одной стороны, оно имеет положительное значение, поскольку процессы, протекающие в обществе, наиболее близки познающему субъекту и его непосредственному, личному и приобретенному жизненному опыту, что способствует глубокому осмыслению и правильному познанию этих процессов. С другой стороны, в совокупном объекте познания представлены разные, иногда диаметрально противоположные воли, интересы, цели. В результате и в сами исторические процессы и в их познание привносится определенный элемент субъективизма;
  4. еще одна особенность социального познания — это ограниченные возможности наблюдений и экспериментирования при изучении социальной действительности. В данном случае главным источником знаний становится исторический опыт, общественная практика.

Социальное познание включает в себя не только описание общественных явлений, но и их объяснение, выявление их сущности. Успешное решение этой непростой задачи связывают с применением конкретно-исторического подхода к социальным явлениям, который предполагает изучение общественных явлений в их многообразных связях, взаимозависимости и историческом развитии. Такой подход дает возможность понять отдельное социальное событие, выявляя как его неповторимую индивидуальность, связанную с конкретными историческими условиями, так и нечто общее для подобных событий, происходящих в разное время, — их объективные закономерности.

  

Вариант 3

Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.
Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов — субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Различают три вида таких фактов:
1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;
2) продукты материальной или духовной деятельности людей;
3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.
Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:
1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются;
2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.
Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:
1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;
2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;
3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).
Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
№ 1
Верны ли следующие суждения об истине?
А. Относительной истиной называют знание, обязательно порождает разные точки зрения.
Б. Относительной истиной называют неполное знание,
1. .-верно только А  
2.2. -верно только Б
3.3. -верны оба суждения
4.4. -оба суждения неверны

№ 2
4Верны ли следующие суждения о социальном знании?
4А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.
4Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов
1. .-верно только А  
2.2. -верно только Б
3.3. -верны оба суждения
4.4. -оба суждения неверны

№ 3
Выбери 4 положения, характеризующие особенности социального познания?
1.1. Необходимость научных фактов – основы знаний об обществе;
2.2. Человек, исследующий общество, не может оставаться безразличным, что накладывает отпечаток на процесс познания;
3.3. Исследователь общества вынужден одобрять предмет исследования общественных процессов;
4.4. На социальное познание оказывает влияние субъективная позиция исследователя;
5.5. Социальное познание отличается от других тем, что предполагает проникновение исследователя в суть явлений;
6.6. Гуманизация – одно из главных свойств социального познания;
7.7. Сложен сам объект познания – общество;
8.
8. Возможности эксперимента ограничены.

№ 4
4Какой метод социального исследования наименее приемлем?
1.1. Изучение личных писем участников событий;
2.2. Наблюдение;
3.3. Эксперимент;
4.
4. Интервью в средствах массовой информации 

№ 5
4Мнение корреспондента радиостанции ВВС (Великобритания) Артема Кречетникова: " Крымская война - единственная в истории, которую обе стороны считали и по сей день считают проигранной” - это:
1.1. Научный факт;
2.2. Социальный факт;
3.3. Интерпретация (истолкование, объяснение)
4.4. Гипотеза.
 
 
Форма входа
Поиск