Четверг, 12.06.2025, 14:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Копылова Ю.Г. Обществознание

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Научное познание. Значение научной теории

Вариант 1

Наука – это  форма человеческого познания.

Наука — теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.  

 Научное познание отличается от обыденного:

·      стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;

·      особым   (научным)   языком, используемым для их описания;

·      специфическими    способами обоснования истинности полученных знаний;

·      желанием   получить   знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и важные для будущих поколений.

Уровни научного познания:

·      Эмпирический  (практический) – сбор различных фактов, описание предметов и явлений. Форма полученного знания – эмпирический (научный) факт

·      Теоретический – объяснение полученных фактов и фиксирование знаний  в форме законов, теорий, научных принципов, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Методы эмпирического познания:

  • Наблюдение -  целенаправленное    изучение  отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получе­ние знания о внешних свойствах и признаках    изучаемого    объекта. Наблюдение   опирается   на   такие формы    чувственного    познания, как ощущение, восприятие, представление.
  • Эмпирическое описание –фиксирование (записывание) полученных све­дений  с   помощью средств языка либо в других зна­ковых формах.
  • Эксперимент - такой метод изучения явлений,   который   осуществляется  в строго   определенных  условиях, причем последние могут при необходимости  воссоздаваться   и   контролироваться субъектом познания (ученым).

Методы теоретического познания:

·         Гипотезы объяснительные - это предположения,  с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются  в рамки прежних учений.  Цель – это формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира.

·         Гипотезы экзистенциональные (от «существование») – предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (периодический закон химических элементов Менделеева Д.И.)

·         Мыслительный эксперимент - метод изучения явлений, при котором ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями, т.е. – это связующее звено между теоретическим и эмпирическим познанием

·         Научная теория – логически непротиворечивое описание явлений  окружающего мира, которое выраженное особой системой понятий.

Функции теории:

1)      Описательная

2)      Прогностическая (помогает определить направления дальнейшего развития общества и происходящих процессов)

 

Видеоурок

http://teachpro.ru/source/Ob-znanie/course/player.html?ref=0/ob060115

Таблицы

http://obhis.ru/lekc/obsh/nauchnaia.html

 http://obhis.ru/lekc/sfera/nauka.html

http://obhis.ru/lekc/sfera/nauka4.html 

http://obhis.ru/lekc/sfera/nauka5.html

http://obhis.ru/lekc/obsh/poznanie3.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b5100988-ae28-46b6-b02a-24d17ca3e655/58.swf проверь себя

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/39062932-6463-4f85-aac0-590d3e7e8cac/10_135.swf проверь себя

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e7683fb2-aa42-48b6-ac09-774693a83c7f/10_122.swf проверь себя

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/302735c9-bba0-4d66-ae90-3f06d7e88504/46.swf проверь себя

 

Вариант 2

Научное познание. Значение научной теории

Научное познание имеет ряд принципиальных особенностей, отличий от знания, получаемого в сфере обыденного, стихийно-эмпирического познания. Именно эти отличия определяют преимущества науки, научного знания. Наиболее важными из таких особенностей являются следующие:

  1. систематизированность научного знания в отличие от стихийно-эмпирического, представляющего соединение сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения, накопленных на протяжении исторического развития человечества, повседневного опыта;
  2. специфические способы обоснования истинности научного знания, требование его доказуемости, предполагающее необходимость эмпирической проверки получаемых знаний, теоретических положений, выявляемых закономерностей;
  3. осознание метода, посредством которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных результатов повседневного опыта, чем более абстрагируется от него, тем отчетливее проявляется необходимость в создании системы особых методов исследования, изучения. И наряду со знаниями об объектах наука формирует знания о методах. На высших стадиях развития науки происходит становление методологии как особой отрасли знания, призванной направлять научный поиск;
  4. научная деятельность требует особой подготовки познающего субъекта. Она включает усвоение не только соответствующих научных знаний, но и построение определенной системы ценностей и целевых установок, стимулирующих научный поиск и изучение новых объектов, независимо от актуальности практического эффекта получаемых знаний.

Каждый новый цикл научного познания начинается с обнаружения некоторой проблемы. В качестве одного из вариантов решения проблемы возникает гипотеза. Обоснованная гипотеза превращается в научную теорию. Термин «теория» употребляется в двух смыслах. В широком смысле под теорией понимают совокупность идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления, в более узком смысле — теория есть высшая, самая развитая форма организации научного знания. В этом смысле понятие «научная теория» отличается строго логической организацией и объективным содержанием — отражением сущности явлений, общих законов функционирования и развития. Поэтому только научная теория дает возможность понять объект познания в его внутренней связи и целостности как систему. Благодаря этому теория выполняет не только функцию объяснения, но и не менее важную функцию научного предвидения. В теоретическом уровне знания выделяют два подуровня:

  1. частные теоретические модели и законы, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений,
  2. развитая теория, представляющая собой обобщенную теоретическую модель, охватывающую все частные случаи.

 

 

Вариант 3

Наука является основной формой человеческого познания. Научное познание отличается от обыденного:
а) стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;
б) особым (научным) языком, используемым для их описания;
в) специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;
г) желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и важные для будущих поколений.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения, эмпирического описания и эксперимента.
Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах.

Особое место среди вышеперечисленных методов занимает эксперимент. Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым). Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания — теоретическим и эмпирическим.

Из других методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания, можно выделить метод гипотезы, а также формулирования научной теории.
Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называют объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представляющие собой предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева). На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий.

Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов. В этом состоит ее основное значение.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

№ 1

Среди перечисленных наук изучением познавательных процессов человека занимается
1.
1. Математика
2.
2. Генетика
3.
3. Антропология
4.
4. Психология

№ 2
4
Вывод: "Возраст нашей планеты -  около 5 млрд. лет”,
является результатом
1.
1. -теоретического анализа
2.
2. -социального эксперимента
3.
3. -непосредственного наблюдения
4.
4. -обобщения повседневного опыта


№ 3

Какой из перечисленных примеров относится к научным знаниям?

1. мифы о героях

2. мудрость: "Тише едешь - дальше будешь!"

3. наблюдение: при удалении предметы уменьшаются

4. теория относительности


№ 4

Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука вырабатывает и систематизирует объективные знания об окружающей действительности.

Б. Наука создает эмоционально-чувственный образ объективной реальности.

1. -Верно только А
2.
2. -Верно только Б.
3.
3. -Верны оба суждения
4.
4. -Оба суждения неверны

№ 5
Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?
1. наблюдение отдельных фактов и явлений
2. объяснение изучаемых фактов и явлений
3. фиксация обобщений в форме законов
4. выдвижение и обоснование гипотез
Форма входа
Поиск